23 марта 2013 г.

Сборы в дорогу: Оборудование лагеря


В этом сообщении я попытаюсь обобщить некий опыт сбора общественного барахла для АВТОМОБИЛЬНЫХ дальних путешествий в места с сомнительными погодными условиями.
Общий пост о сборах можно найти по ссылке: http://ekatarios.blogspot.ru/2012/05/blog-post.html.

Дисклаймер: Все нижеописанное следует воспринимать лишь как мое личное мнение, не претендующее на объективность. Просто немного опыта постоянной сборки / разборки лагеря... в ракурсе именно АВТОМОБИЛЬНЫХ путешествий в нашем формате.

Итак, сначала давайте определимся. В рамках этого сообщения под "лагерем" я не подразумеваю палатки, пенки и прочее барахло, используемое каждым лично. Я имею в виду некое "общественное" снаряжение, которого берется от 1 до N единиц на группу, но меньше, чем в целом участников.

Чек-лист общественного барахла


Приготовление еды
  • горелка. Не всегда приготовление еды на горелке оптимально. В размеренном летнем путешествии по карельской глуши, к примеру, всяко оптимальнее собирать в лесу дрова. Но вообще, поскольку УАЗ слишком часто оказывается в условиях "дров нет", горелку я с собой вожу в машине всегда (а также упомянутые далее экран и запас газа).
    У меня самая простая Kovea, которая раньше имела пьезо-поджиг, но со временем он сломался. Почему в свое время не был куплен бензиновый или мультитопливный примус? Ответ прост - тогда у меня на такую штуку просто не было денег. Теперь же я не считаю проблемой, что у меня ездит 2 вида топлива (бензин для машины и газ для горелки). Не такой уж большой от этого случается перевес.
    Конечно, есть и дешевые бензиновые примусы... Но мы пробовали эксплуатировать советские агрегаты - по сравнению с газовой горелкой готовить на них, конечно, быстрее, но и розжиг менее тривиален. Приходится танцевать с бубном. Посему для тех, кто не способен перебрать примус самостоятельно, я бы рекомендовала вообще не связываться с жидким топливом и дешевым агрегатом. Собственного опыта эксплуатации дорогих у меня нет.
    Если покупать газовую горелку с нуля - не рекомендую брать дешевые китайские аналоги, поскольку у них форма сопел не всегда построена таким образом, чтобы пламя не задувало даже средним ветром (сильным-то ветром, как мне кажется, задувает вообще все, что угодно).
    Перед тем, как надеяться на горелку в *опе мира, настоятельно рекомендую протестировать ее в менее жестких условиях.
  • экран для горелки (если есть сама горелка). Раньше мы использовали в роли экрана пенки и другие подручные средства. Даже при среднем ветре (который не редкость в том числе и на небольших карельских озерах), чтобы пламя хоть как-то грело котел, приходилось устанавливать это "нечто" вокруг горелки с поставленным на нее котелком, и следить, чтобы пламя нигде не прожгло ценное имущество. Но оказалось, что легкий и не дорогой экран полностью решает все проблемы (пример: http://www.splav.ru/goodsdetail.aspx?gid=20110228103155504340).
  • запас газа / топлива для горелки. О газе и другом топливе для горелки, конечно же, имеет смысл говорить, если есть сама горелка. Поскольку у меня  именно газовый аппарат, о том, что лучше для мультитопливных или бензиновых примусов, я умолчу. Расскажу о газе.
    Практика показала, что "не любой газ одинаково полезен". Общая проблема для газовых горелок заключается в том, что они плохо работают на холоде. Еще в школьной физике объясняется, что если снизить температуру газа, падает и его давление - соответственно, падает его скорость "вытекания" из баллона (т.е. интенсивность пламени). Даже во время осеннего выезда можно столкнуться с ситуацией, когда без дополнительных телодвижений не удается получить пламя такой интенсивности, чтобы вскипятить воду (одновременно с подогревом от горелки снизу, котелок остывает по от холодного ветра по остальной поверхности - чтобы вскипятить, необходимо подогревать быстрее, чем остывает). Ухудшает ситуацию то, что температура в баллоне падает ниже температуры окружающей среды, пока газ оттуда "вытекает" (объясняет это та же школьная физика).
    Есть 2 способа бороться с этой проблемой: купить нормальный газ (который допускает зимнюю эксплуатацию - на нем так и будет написано "зимний" или что-то в этом роде) и греть баллон (заранее перед приготовлением еды положив его под куртку или зажигая его в тамбуре палатки с открытым проветриванием, где температура за счет горения будет несколько выше, чем на улице). И, чем холоднее на улице - тем больше будет надежды на оба этих метода!
  • котлы. Опыт эксплуатации разных котлов привел к идее, что всегда надо различать, котлы, используемые на костре и котлы для горелки. Лично у меня они различаются еще и по объему. Поскольку в "простые" выезды, где точно можно найти дрова, мы ездим большими компаниями, а куда подальше (где дров вряд ли дождешься) - малым составом, то котлы для костра у меня - большие (так называемые "вставки" - вставляющиеся друг в друга объемом 5, 6 и 7 л + большая сковорода, к которой сделали самопальную ручку-петлю из стальной проволоки), а для горелки - маленькие (котелок 1л - у меня вообще в роли миски... я из него либо ем, либо завариваю там кофе сутра на всех участников; котлы 2 и 3 л + сковородка - отдельный набор; его берем, если предстоит на горелке, помимо кофе, готовить какие-то основные блюда).
    Теоретически ничего не мешает "путать" котлы - ставить объемные вставки на горелку и/или вешать 1-2-3 л. над костром. Правда, здесь есть одно "но". Одна горелка не может справится с 5 л котлом (если возникает такая необходимость, мы ставим 2 горелки одновременно). С другой стороны, костер коптит котлы. Это, конечно, позволяет повысить эффективность их нагревания ("абсолютно черное тело" хорошо поглощает ИК-излучение), но зато усложняет транспортировку - надо смотреть, чтобы остальные вещи не стали такими же черными. Поэтому для себя мы выработали простое правило: закопченные вставки используются везде (и на костре, и на горелке - по необходимости), а чистые маленькие котелки - только на горелках.
  • тросик для котлов. Если речь идет о приготовлении еды на костре, то удобно использовать металлический тросик для подвешивания котлов (натягивается между деревьями). К тросику рекомендуется иметь крюки, чтобы котлы можно было вешать / снимать без отвязывания самого тросика.
  • арамидная перчатка для костра, консервных банок и горячих котелков или плоскогубцы. Здесь особых пояснений, наверное, не нужно. Просто ковыряться костре / на горелке удобнее вещами, предназначенными для этого. Совершенно точно нельзя хватать горячие котелки и/или поленья синтетическими зимними варежками - это чревато ожогами. Нужно нечто, что выдерживает высокую температуру. Если ничего такого на глаза в магазинах пока не попадалось, проще захватить плоскогубцы (тем более, что в машине они и так нужны).

Оборудование лагеря

  • тент. Мы из оборудования лагеря возим только тент с комплектом веревок к нему, и то не всегда. Такая штука хорошо защищает от дождя, но при сильном ветре тент может сорвать. Чаще всего тент оказывается в багажнике, если мы собираемся в лесную зону большой компанией. Маленькая компания при любых условиях может поместиться в одной палатке... Кстати, именно поэтому мы и кемпинговую мебель с собой куда-подальше не возим.

Заготовление дров

  • топор.
  • пила-цепочка.
  • бензопила (при необходимости).

Прочее

  • общественная большая аптечка
  • средства для розжига огня. Бензин - плохой помощник. Он на сырых дровах сгорает быстрее, чем высыхают сами дрова. Наша практика показала, что хорош сухой спирт - его с собой теперь и возим.


Назад к общему посту о сборах: http://ekatarios.blogspot.ru/2012/05/blog-post.html.

Комментариев нет:

Отправить комментарий