7 мая 2012 г.

Сборы в дорогу: Обмундирование - одежда и обувь



В этом сообщении я попытаюсь обобщить некий опыт подбора ОДЕЖДЫ и ОБУВИ для дальнего АВТОМОБИЛЬНОГО путешествия.
Общий пост о сборах можно найти по ссылке: http://ekatarios.blogspot.ru/2012/05/blog-post.html.

Дисклаймер: Все нижеописанное следует воспринимать лишь как мое личное мнение, не претендующее на объективность. Просто немного опыта... в ракурсе именно АВТОМОБИЛЬНЫХ путешествий в нашем формате.




Одежда

Какая бы погода не стояла на момент выезда, собираться на машине я рекомендую так, как будто машины никакой нет. Просто представляем гипотетическую ситуацию: машина сломалась, надо топать 50 - 100 км до людей. Все сразу встает на свои места;)
50 км, кстати, это не потолочная цифра. На Северо-Западе именно столько будет до ближайших людей, если сломаться в любой точке любого маршрута по сколько-нибудь проезжей дороге. Не может же машина ехать вообще без дороги;)) А в среднем раз в 100 км на дороге встречаются населенные пункты... Там, может, и не будут продаваться запчасти, но кров, весьма вероятно, найти удастся.

Но вернусь к одежде. Комплект шмоток, который будет в итоге собран, должен:
  • защищать от холода (в предполагаемом диапазоне температур) без костра и прочих внешних отопителей;
  • защищать от дождя без всяких зонтиков и тентов;
  • не давать потеть ни при сидении в машине, ни на пеших выходах. К слову, запотевание - проблема ничуть не меньшая, чем промокание... 
Требования просты, но противоречивы. Наверное, если бы бюджеты наши были не лимитированы, я бы смогла за все время поездок протестировать разные новомодные мембраны и сказать, какая из них лучше соответствует всем этим требованиям. Правда, вера в мембраны многими подвергается сомнению... Но такой возможности лично у меня никогда не было. Посему, приходится выкручиваться и собирать комплект вещей в разумные деньги, опять же, разыскивая компромисс (Update от 17.01.2013: мембраны мне все-таки довелось начать тестировать... подробнее - ниже).
По опыту совершенно не подходят для таких путешествий следующие вещи:
  • джинсы и другие толстые ХБ-шные шмотки без пропиток. Слишком быстро отсыревают, слишком долго сохнут;
  • дешевые "супер-пупер" мембраны и термошмотки (термобелье / термоноски) из разных "Спортмастеров" или вообще продуктовых супермаркетов. Все они мокнут и не так хорошо пропускают влагу, как хотелось бы. Update от 17.01.2013: Стоимость таких вещей при этом оказывается дороже, чем более функциональных (но менее "фирменных") аналогов... 
  • дешевые "мега-туристические-универсальные-ботинки-с утеплителем" оттуда же. Не бывает хорошее дешевым, к сожалению. В дорогих ноги потеют, если на улице теплее, чем -35... Ну хоть какой-то прок от них есть. В дешевых ноги потеют вообще все время, потому что влагу они нормально не отводят.
  • пуховая одежда. Пух имеет смысл зимой, когда очень холодно (Update от 22.03.2013: причем, только в том случае, если есть гарантия, что он не отсыреет). А для прыгания из машины на улицу и обратно в машину, да еще и в сырости, гораздо оптимальнее разные синтетические заменители;
  • полиэтиленовые плащи в качестве защиты от дождя. Они конечно защищают от воды сверху, но сами по себе очень непрактичны;
  • резиновые сапоги (если не планируется лезть в лужи для их измерения). Update от 17.01.2013: Они тяжелы, сложно трамбуются. Когда с собой нужны именно резиновые сапоги, я сообщаю об этом заранее!
Мне понравилась концепция, сформулированная Суецидом про многослойную одежду. Ниже я в двух словах изложу свое понимание вопроса, а пока ссылка на оригинал текста:


Идея в том, что не надо искать универсальную ткань - надо просто набрать с собой одежды из тканей, не противоречащих друг другу по свойствам и выполняющих каждая свою функцию.
В моем случае (в случае сильно-мерзнущего человека, если нет никакого движения) это: 
  • внутреннее термобелье - просто отводит влагу от тела, но справляется с этим хорошо. Практически не греет. К примеру, тонкий полартек - Polartec® Power Dry®. Цена вопроса - 2 т.р. за комплект (фуфайка и штаны);
  • внешнее термобелье - тонкий утеплитель. Полартек потолще, к примеру, - Polartec® Classic Micro 100. Цена вопроса - 2 т.р. за комплект (тоже). Мужикам (они явно не такие мерзляки, как я) этот слой обычно и не нужен;
  • толстый утеплитель - флиска / полартечина. С капюшоном / или без него (если есть расчет носить подшлемник). Полартек еще потолще - Polartec® 200 / 300. Цена вопроса - 2-3 т.р.;
  • дышащие, но прочные штаны без эффекта водозащищенности. Это могут быть банальные камуфляжные штаны с пропиткой из Сплава (из прочной ткани, которая отталкивает воду лишь в первом приближении). Можно запросто заменить на что-то типа авизента или парашютной ткани... Должна спасти кордура (именно такие штаны я планирую купить себе в ближайшее время). Для самых дешевых штанов (из Сплава) цена вопроса - 1 - 1,5 т.р.
  • аналогичная куртка, обеспечивающая защиту от ветра.
  • влагозащитные штаны и куртка. Одеваются, когда вокруг все плохо. Цена вопроса - 1 - 1,5 т.р.;
  • жилетка (у меня пуховая, но надеюсь, в ближайшее время сменю ее на более подходящий вариант с синтетическим утеплителем). Идеальный вариант - у Лехи, чуть больше 3 т.р. Моя была в пределах 1 т.р. по какой-то распродаже... 
Все цены указаны на весну 2012 года.

Обозначенный список не идеален. Но если нет дождя, он позволяет подобрать нужное количество слоев и чтобы сидеть на месте, и чтобы куда-то топать. Не замерзать и не потеть. Если дождь есть, он позволяет нормально сидеть на месте.
Единственный расклад, при котором комплект плохо справляется со своей задачей, - это когда надо куда-то идти в дождь, поскольку дешевый влагозащитный костюм не дает "дышать" телу. Но влага скапливается под ним, а телу, благодаря внутренним пропускающим пар слоям, тепло и сухо.
Добавляет бонусов и машина. Если джинсы в машине высушить нереально, то за пару часов движения с печкой Полартек все же высыхает из "вспотевшего" состояния.
Когда очень холодно, второй слой термобелья используется в качестве единственного во время сна.

Как женщина, могу, кстати, сказать, что прокол моего комплекта - в нижнем белье (а точнее бюстгалтере). Его и на спортивный не заменишь... неудобно... и из нормальных тканей его не делают. Решение этой проблемы я пока не нашла.

Зимой с одеждой - все то же самое - только сверху вместо влагозащитного костюма добавляется зимняя куртка и зимние штаны.
Update от 22.03.2013: Что именно это за штаны - вопрос индивидуальный. Попробовав несколько вариантов, я остановила выбор на синтепоновых "охотничьих" штанах. В моей реализации они хорошо дышат (не дают безбожно запревать), но, к сожалению, промокают. Но, в целом, нефиг сидеть на сугробе;)

В теплую погоду - убираются слои утеплителей, но оставляется внутреннее термобелье. В районе 20 - 25 градусов оно лучше, чем футболка. При дальнейшем повышении градусов убирается и оно, начинают добавляться футболки;)

UPD 15.05.2012: Для промера луж я читала на паре внедорожных форумов о применении гидроснаряжения (ботинок и штанов из неопрена) вместо классических химзащит... Вот НЕ НАДО этого делать. От гидрокостюма с кожей случаются всякие гадости. Одно дело, когда он необходим (например, для ныряния в океЯн), но совсем другое - когда этого можно избежать болотниками или химзой. Сутки - двое, проведенные в гидрокостюме, и коже уж точно потребуется "лечение" разными детскими присыпками...

Update от 17.01.2013: В зимней поездке этого года мне довелось потестить мембрану...
Я не зря писала выше, что дешевая мембрана - это плохо. Теперь поясняю, почему.
Мембрана характеризуется 2-мя параметрами: паропроницаемостью и влагостойкостью (welcome в Гугл тем, кто хочет узнать об этих параметрах подробнее). Обычно во всяких "Супер-мега-спортмастерах" можно найти одежду из ткани, характеристики которой не превышают 5000 единиц по каждому из пунктов (поверьте, я уже ни один раз перекапывала их ассортимент). Для сравнения - "совсем-туристическая" одежда (штаны за 10 с фигом тыс. + куртка примерно в такую же цену) имеет характеристики свыше 20 тыс. единиц по каждому из пунктов. Дк вот я тестировала штаны 8000 / 8000 (совершенно случайно найденные среди барахла Спортмастера).
Заранее перед выездом штаны, естественно, носились в городе. Здесь они показывают себя хорошо. В натопленной квартире и в -10 на улице дойти до машины - все комфортно. Даже посидеть в холодной аудитории - вполне. Пролитый на себя термос чая - остался снаружи (не пропитался через ткань).
Но вот как дело дошло до подъема в горку во время выезда в относительно теплом Крыму (около нуля по Цельсию), штаны не справились капитально. Пот разве что не стекал ручьями.

Update от 22.03.2013: Когда дошло до тестирования этих же штанов в Хибинах (-16 и холодный ветер на вершине тысячника) все стало еще хуже. Кожа покрывалась потом из-за того, что штаны недостаточно отводят влагу. Одновременно с этим, ветер (маленький по меркам вершин вокруг Кировска) продувал штаны, соответственно кожа моментально замерзала, даже под термобельем (чуть ли не до потери чувствительности)... После такого однозначно хочется отправить вещь в помойку.

Отсюда напрашивается вывод: за 2 тыс. рублей (цена, за которую были куплены эти штаны) такая мембрана хороша. Для простых выездов рядом мелких деталей она лучше, чем сплавовские штаны (не так быстро промокает, ветер пропускает меньше). В простых выездах в их пользу говорит цена и удобный покрой. Что касается зимы - то здесь дело вполне может закончится обморожением, несмотря на внутренние слои термобелья. Активно НЕ советую.


Обувь

С обувью ситуация та же, что и с одеждой. Надо искать компромисс цены и свойств.

Если вопрос бюджета вообще не стоит, то надо, конечно, покупать хорошие треккинговые ботинки. У меня вон, например, Асолы 520-е... супер-ботинки... разве что рюкзак за тебя не носят. Плюсы в них в том, что кожа толстая: не промокает, не рвется от взаимодействия с камнями. Подошва нормальная... ноги не жарятся... 
Минусы - в том, что если уж их намочить, то до конца поездки они не высохнут. А еще они, как оказалось, плохо переносят резкие перепады температур (из сугроба в автомобильную печку). У меня в УАЗе ножная печка дует прямо в место стыка подошвы на носке и кожи... оно то и отклеилось.

Если стоит вопрос денег, то из всех доступных вариантов мне наиболее удачным кажутся гады или дешевые треккинговые ботинки + нормальный термоносок.

Под "гадами" я подразумеваю походные ботинки с высоким берцем, которые дома пропитываются маслом (лучше всего касторовым), чтобы воду отталкивать. Высота берца нужна, чтобы держать ногу на камнях. И по моим ощущениям ими ногу натереть сложнее, чем неудобными кросовками. Такие "гады" проживут несколько выездов точно, правда, внешний вид потеряют на 2-3 день первого выезда. Уж очень кожа на них тонкая обычно.
Термоносок им нужен обязательно - в качестве слоя, отводящего влагу от ноги. А в некоторых поездках - и в качестве дополнительного утепляющего слоя.
Гады, кстати, при этом лучше иметь не утепленные. Утепляют их чаще всего мехом (искусственным или натуральным) - им от этого становится только хуже.

Дешевые треккинговые ботинки (под "дешевыми" я подразумеваю - 3 - 4 тыс.), на мой взгляд, гадам проигрывают по соотношению цены и возможностей. Стоят они в разы дороже, чем "гады", а вот будут ли они при этом в разы живее и безупречнее (по свойствам) - не фаааакт. Тут очень придирчиво смотреть надо, как швы прошиты, из чего сделаны, что внутрь напихано... Допускаю, что можно найти отличные варианты. Но поиском придется заняться серьезно. Леха вон перед первым выездом в зиму совершенно случайно нашел такие ботинки за 2 или 2,5 тыс. При таком раскладе они оказались лучше гадов;))

Обувь, кстати, должна быть разношенная. Если новые ботинки с собой в поход взять, можно сразу при первом одевании начинать обматываться пластырем.


Назад к общему посту о сборах:  http://ekatarios.blogspot.ru/2012/05/blog-post.html.

Комментариев нет:

Отправить комментарий