20 апреля 2010 г.

Северодвинск - затерянный меж двух миров

Перепубликация из ЖЖ

С небольшими изменениями публикую заметку, написанную по приезду вконтакте...

Со временем мне все больше и больше нравиться давать в одну строчку определения тем городам, где получается побывать. И эта практика приводит к весьма интересным результатам, если говорить о двух географически близких точках - Северодвинске и Архангельске.



Архангельск - город моего процветающего топографического критинизма. Количество кругов, которые я там навернула на машине в первый и второй заезды, и посчитать невозможно (баня, аэропорт, поиск запчастей...). Тогда мы, вроде бы, шли "по накатанной", но все равно с Колянычем чудом вернулись за своими на условленное место. Сейчас было не лучше;)
Какие-то улицы здесь все одинаковые. Глазу просто не за что зацепиться, хотя я привыкла ориентироваться и в гораздо более сложных по планировке городах.
Еще в прошлый раз Архангельск у меня совершенно жестко проассоциировался с деревней. Тут большую роль, конечно, сыграла Мезень, а также полное отсутствие рабочих контактов. Так что, отмечу, что сие впечатление сугубо субъективно. Но в этот раз оно лишь подтвердилось. Из реального города я увидела лишь пробки и таксистов, с которыми мы друг друга разводили на деньги (но об этом отдельно). Снова у меня не получилось пройтись по набережной Северной Двины, которая, как пишут, славится своими памятниками (по типу Петрозаводска). Видимо, придется ехать еще раз.

 
(просто два фото из Архангельска, Северная Двина)

А вот с Северодвинском все совсем по-другому.



По моим ощущениям, Северодвинск - это город, застрявший меж двух миров. Глобально - между моим восприятием Архангельска и моим же ощущением от родного Питера.
И даже не я первая это отметила; но мои собственные сравнения лишь подтвердили высказанную мне в рамках рабочей встречи догадку.

 




(рабочие снимки Северодвинска)

Северодвинск - город по-настоящему северный, но не за полярным кругом. Даже в Мурманске я, пожалуй, не видела такого количество упоминаний Арктики, Севера и Белых медведей в различных вариациях в названиях и на логотипах, как здесь. С другой стороны, формально жители города имеют на то такое же право, как, например, питерцы;)
Природа города больше напоминает Северную столицу: те же болота и тополя. Не северная это тайга... А те же самые намывные территории.
Вот честно, если привезти меня в Северодвинск с закрытыми глазами, я бы позиционировала эту точку как некую далекую Ленобласть.

Северодвинск - город научный, но не наукоград. Лица на улицах интеллектуальны и не имеют никаких характерных особенностей, кои я отмечала в той же Мезени. За исключением одного - ярко выраженного образования. Такое ощущение, что диплом "вышки" здесь лежит в загашниках даже самого последнего рабочего на заводе, не говоря уже о дворниках.
Все это не может не сказываться на общей атмосфере, в частности, чего только стоят жизнеутверждающие надписи на стенах;) Не какое-нибудь там ругательство из трех букв, а: "Жизнь пуста - найди цель".



А на другой стороне медали - некая часть окающих и охающих жителей - провинциалов и провинциалок, прямо в баре демонстрирующих друг другу купленное недавно на распродаже хлапчато-бумажное белье;) Вот вам и место рождения атомного щита родины;)
С первого взгляда мне показалось, что эти две половины города как будто существуют в параллельных мирах.

Северодвинск - город провинциальный, но без шлефа самобытности. Мы привыкли подмечать особенности того или иного населенного пункта в ракурсе определенных исторических событий. А вот страницы Северодвинска в этом плане практически пусты. Город молодой; все, что было на этом месте до него, оставило пренебрежимо-малый след и существует сегодня, видимо, только в виде той самой "окающей" половины жителей.





Это город сконцентрированный на вполне конечной площади, но не отягощенный пробками. Да и дороги показались мне гораздо лучше Архангельских. Очень много Патриотов (да и вообще УАЗов), но я заметила только 1 уазовский сервис. Видать, где-то прячутся.
Где-то я читала что по Архангельску и области наблюдаются проблемы с общественным транспортом. Но это, определенно, не так. По сравнению с ними это у нас в Питере проблемы;)

Северодвинск активно развивается, но на стенах встречается слишком много одинаковой рекламы. Такое ощущение, будто по городу рекламируется лишь несколько десятков контор, вбухивая в это огромные бюджеты. Кстати, вопреки обычной региональной практики, здесь практически ничего не видно от имени "Единой России".

В отличие от Архангельска, в городе активно идет обновление жилого фонда. Это бросается в глаза на улицах. Для приезжих очень много гостиниц (по меркам такого города), но при этом сложность с номерами. Я привыкла к тому, что даже в сочельник... в столице Карелии... можно спокойно найти номер. Здесь задача оказалась менее тривиальной. Меня поселили чудом... Чудо, правда, имело свои ФИО и громкую должность... и просто позвонило "кому следует";)
Стоит отметить, что гостиница на свои три звезды тянула с большим трудом, но за радушие персонала им можно было еще 2 спокойно накидывать.
А вот квартиры здесь стоят примерно в половину питерской цены. Вот такая вот "глубинка". Там, где есть работа, и спрос на жилье немалый.

Северодвинск - город небольшой, но на побережье Белого моря даже в будний день оказалось негде плюнуть от припаркованных машин. Как Финский залив, честное слово;) И, кстати, полно вполне приличных заведений... что тоже оказалось для меня неожиданным.

Сие впечатление было несколько разбавлено Исландским вулканом. Имея совсем небольшой запас по деньгам и напрочь пустые кредитки, я, прослушав новости (откровенно нагнетавшие атмосферу) мысленно приготовилась жить в аэропорту, постепенно питаясь 4,5-литрами местного пива, взятого в качестве сувениров. Но все обошлось: плевали наши авиакомпании на пепел;)

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий